Великопостный труд

 

Прошли первые две недели Великого поста – настоящего Божьего дара для нас, грешных людей.

Как говорят пастыри, в первые недели мы засеиваем зерна наших добрых дел и внутреннего расположения. Потом взращиваем их, а к завершению поста собираем плоды.

 

И от того, как мы потрудились, будет зависеть, сможем ли мы приблизиться к главной цели Великого поста: сораспятия и совоскресения со Христом.

 

Безусловно, возникает вопрос, каким должен быть этот великопостный труд.

 

Давайте обратимся к тем, чьи имена вписаны в историю Православной Церкви.

Пост телесный

С первых дней Великого поста мы воздерживаемся от определенных продуктов. Зачем это делать?

 

Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин объясняет:

 

«Итак, это – наше первое состязание, наш первый опыт, как на олимпийских сражениях, – желанием совершенства истребить страсть объедения и чревоугодия. Для этого не только излишнее пожелание пищи надо подавить ради добродетелей, но и самую необходимую для природы пищу, как противную целомудрию, нужно принимать не без скорби сердечной. И течение нашей жизни должно быть установлено таким образом, чтобы ни в какое время не отвлекаться от духовных занятий, разве только когда слабость тела побуждает снизойти к необходимой заботе о нем. И когда подчиняемся этой необходимости, то, удовлетворяя больше потребности жизни, нежели вожделению души, мы должны спешить оставить ее, как отвлекающую нас от спасительных занятий. Ибо мы не можем презреть удовольствия пищи, если ум, предавшись божественному созерцанию, не будет услаждаться любовью к добродетелям и красотою небесных предметов. И таким образом всякий будет презирать все настоящее, как скоропреходящее, когда непрерывно будет устремлять взор ума к непоколебимому и вечному; еще будучи в теле, будет созерцать блаженство будущей жизни».

 

Преподобный Паисий Святогорец поучает, как быть тому, кто Великим постом нарушает Устав:

 

«Если кто-то болен, то он имеет оправдание есть скоромное в пост – общие правила на него не распространяются. Если кто-то съел в пост скоромное не по болезни, а по [духовной] немощи, то он должен просить: “Прости меня, Боже мой”, – он должен смириться и сказать “согреших”. Такого человека Христос не станет казнить. Однако если человек здоров, то он должен поститься».

 

Святитель Василий Великий предупреждает нас о необходимости воздержания:

 

«Ангелы в каждой церкви записывают постящихся. Смотри же, ради кратковременного наслаждения яствами не лишись ангельской записи».

 

Покаяние

 

Как мы говорили выше, в начале Великого поста мы становимся сеятелями зерен наших добродетелей. А такие добрые зерна требуют хорошей почвы, очищенной от «сорняков».

 

Ничто иное не может справиться с этой задачей, кроме покаяния.

Во время Святой Четыредесятницы нужно постараться покаяться в своих грехах и чаще исповедовать их.

 

Иногда люди считают, что покаяние и исповедь – это одно и то же. Такое представление не совсем правильно.

 

Исповедь – это таинство, при котором человек в присутствии священника исповедует свои грехи и разрешается от них, а также обещает с поддержкой Господа больше их не совершать.

 

Преподобный Ефрем Сирин поясняет, что «начало покаянию полагается на словах, потому что словесное исповедание есть предначатие покаяния. Потому и мытарю дается предначатие спасения; несовершенно освободил его Господь от долга, потому что несовершенное еще принес он покаяние».

 

Покаяние – это целый процесс, это начало другого образа жизни, готовность оставить грех и больше не возвращаться к нему.

 

Преподобный Иоанн Лествичник учит:

 

«Покаяние – это наше примирение с Богом. И достигается это через достойную жизнь, через войну с грехами, которые мы совершали в прошлом. Покаяние – это очищение нашей совести. Покаяние – это готовность, без слова ропота и в преображении любовью, понести всякую печаль и всякую боль».

 

Как узнать, что Господь простил грехи?

 

Святитель Афанасий Великий дает ясное объяснение:

 

«Самый верный знак, по которому всякий кающийся грешник может узнавать, действительно ли грехи его прощены от Бога, есть тот, когда мы чувствуем такую ненависть и отвращение от всех грехов, что лучше согласимся умереть, нежели произвольно согрешить перед Господом».

 

Пощение духа

 

Чтобы добиться урожая, хороший хозяин возделывает землю, удобряет ее.

 

Так и мы должны позаботиться о той почве, в которой взращиваем духовные плоды.

 

В книге иерея Даниила Сысоева «Уроки святости» батюшка рассказывает:

 

«Наша задача во время поста поддерживать наш дух в духовном состоянии, чтобы наш ум созерцал тайны Божии…

 

Наша задача не просто копаться в мире зла, и не просто со злом бороться, а наша задача просвещать разум, чтобы мы вышли из поста просвещенными. А просвещает нас, как известно, Свет Христов!…

 

Поэтому Церковь благословляет всех нас отдавать больше времени на чтение Священного Писания, чем мы его отдаем обычно. Многие благочестивые христиане за пост прочитывают всю Библию, это очень легко и доступно».

 

Пощение души

 

В дни поста мы должны особое внимание обратить на наши внутренние мысли, чувства, устроения.

 

Всё должно подчиниться воле Божией.

 

Душа, учит преподобный Иоанн Кассиан Римлянин, «имеет свои вредные яства, от коих, отучнев, впадает в обрывы сладострастия и без обилия телесного питания. Осуждение ее есть пища, и притом преприятная. Гнев также ее есть пища, хотя не так легкая, а подчас вредная и даже смертоносная. Зависть есть пища души, ядовито повреждающая ее соки и непрестанно мучащая ее, несчастную, счастливыми успехами других. Тщеславие ее есть пища, которая на время услаждает ее приятным вкушением, а после делает пустою, обнаженною и лишенною всякой добродетели и оставляет безплодною и неспособною приносить плоды духовные – и, следовательно, не только лишает воздаяния за безмерные труды, но и привлекает большие наказания… Почему, в святом пощении нашем удерживаясь от всего этого сколько сил есть, мы соделаем целесообразным и благоплодным соблюдение телесного поста».

 

Преподобный авва Дорофей Палестинский дополняет: «Но мы не в пище только должны соблюдать меру, но удерживаться и от всякого другого греха, чтобы как постимся чревом, поститься нам и языком. Также должно поститься нам и глазами, т. е. не смотреть на суетные вещи, не давать глазам свободы, ни на кого не смотреть безстыдно и без страха. Также и руки, и ноги должны удерживать от всякого злого дела».

 

Рассудительность

 

Великий пост должен приносить радость. Если этого не происходит, а более того, человек впадает в уныние, необходимо критически посмотреть на все свои дела и мысли.

 

Преподобный Паисий Святогорец: «Посредством поста человек превращается в агнца, ягненка. Если он превращается в зверя, это значит одно из двух: либо то, что предпринятая аскеза превышает его силы, либо то, что он занимается ей от эгоизма и поэтому не получает божественной помощи».

 

Молитва

 

Наверное, каждый из вас замечал, что во время поста обнаруживаются непонятно откуда появившиеся обиды, недомолвки, скандалы. И это неудивительно. Великий пост – время, когда мы выходим на войну со своими страстями и грехами, а значит, враг рода человеческого будет посылать своих слуг, чтобы они боролись за наши души.

 

Одним, без помощи Божией, нам с ними не справиться. Поэтому «С постом всегда должна быть соединена молитва», – по слову святителя Иоанна Златоуста.

 

***

 

Обращаясь к опыту святых отцов, мы разобрались, какие ступени Святой Четыредесятницы помогут нам подняться по лестнице духовного восхождения.

 

Будем помнить слова святителя Иоанна Златоуста: «Господь наш Иисус Христос после уже сорокадневного поста вступил в борьбу с дьяволом и Собою подал всем нам пример, чтобы и мы вооружились постом и, укрепившись им, вступили в борьбу с дьяволом…

 

Прекрасен пост, потому что грехи наши он подавляет, как сорную траву, а правду, как цвет, поднимает и растит. Если ты приступил к посту по желанию, то не будь мрачен, но радуйся: он очищает твою душу от яда…»

 

Подготовила Елена Якушева

https://dzen.ru/a/ZBBrm2WLoST258ze

 

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *