Священник Димитрий Выдумкин
17 ноября 2017 г.
Хорошо помню один случай из своей семинарской жизни. Учебный процесс у нас всегда перемежался c разнообразными трудами на благо семинарии. До обеда мы по обыкновению учились, а потом систематически отправлялись на разные послушания. К этому добавлялись еще послушания основные, как то: хор, ризница и т.д. В общем, приводило это к тому, что я временами не успевал готовиться к семинарам, на которых проходили опросы. Один такой семинар мне запомнился очень хорошо. Мы – группа семинаристов из пяти человек – стояли под дверью кабинета и ждали, что нас с минуты на минуту вызовут для опроса по предмету «Сравнительное богословие». Понимая в этом момент, что имею хороший шанс схлопотать двойку или слабенькую тройку, что меня не слишком успокаивало, я начал хоть и тайно, но слезно молиться: «Господи, Ты знаешь мою немощь, знаешь, что я совсем не готов к этому опросу. Я не хочу двойку, прошу Тебя, помоги мне». Через несколько минут нас вызвали, и опрос начался. И что бы вы думали? Четверо из моей группы получают тройки, а мне ставят пять! «По немощи», – как выразился преподаватель. Для него это было обычным изречением, для меня же – оно стало тогда настоящим откровением Божиим: Господь, услышав вопль моей немощи, пришел ко мне на помощь и явил Свою силу. Как не вспомнить здесь слова, сказанные Господом апостолу Павлу: «Сила Моя совершается в немощи» (2 Кор. 12: 9)…
Немного о силе и немощи человеческой
Стоит заметить, что сила Божия совершается и в силе человеческой. Присоединяя Свое действие к действию человека, сила Божия определяет успех любого дела, когда это угодно Богу. Таковы, например, победы русского оружия, достижения нашей науки, таковы лучшие образцы культуры и искусства и т.д. Но когда это происходит и цель достигнута, сила человеческая, не обладающая порой духовной чуткостью и верой – этим органом познания реальности, зачастую приписывает успех дела исключительно самой себе, не отдавая при этом должного помощи Бога, и оттого во многом теряется духовное достоинство самого дела.
Совсем не так происходит, когда сила Божия являет свое действие в немощи человеческой. Когда человек, исчерпав свои ресурсы и растратив силы, обращается к Богу как к последнему, но верному прибежищу и получает от Него такую необходимую в этот момент жизни поддержку, то подобные уроки усваиваются обычно надолго. Как это произошло тогда со мной в семинарии.
«Издержав на врачей всё имение»
Многообразны проявления силы Божией в жизни человека, как многообразны и его немощи. Один образ мы находим в евангельском рассказе о женщине, страдавшей женским кровотечением, которую исцеляет Христос (см.: Лк. 8: 41–48). Повествуют об этом все три евангелиста-синоптика. Когда Христос шел в дом к начальнику синагоги Иаиру для того, чтобы исцелить его дочь, к Нему тайным образом из среды окружающей Его толпы прикасается женщина, страдавшая женским кровотечением 12 лет. Прикасается – и сразу же исцеляется от своей болезни. О ней говорится, что она, «издержав на врачей всё имение, ни одним не могла быть вылечена». Знакомая ситуация, не так ли? Нередко и мы попадаем в положение этой женщины, когда, растратив, кажется, все свои силы и средства, не получаем из-за чьего-то непрофессионализма, нежелания помочь или просто обмана необходимую нам помощь. Дорогостоящее лечение не дало результата; человек, на которого понадеялся в решении очень важного вопроса, забыл про тебя или же вовсе обманул, забрав при этом плату… Подобных ситуаций в нашей жизни немало: положившись на свои ресурсы, финансовые и административные, мы нередко остаемся «у разбитого корыта», и проблема из области житейской уже переходит в область нравственную. Попадая, как нам кажется, в тупик, мы начинаем отчаиваться, роптать, озлобляться на виновника, он предстает в нашем помраченном от гнева сознании причиной нашей беды.
Нам всегда следует призывать Бога на помощь, но особенно тогда, когда предстоит встреча с немощью человеческой
Но что, если на самом деле всё обстоит совсем иначе? Может быть, вовсе не ближний виноват в наших бедах, а просто мы забыли о Христе, положившись на то, что в реальности совсем ненадежно и, быть может, даже призрачно? Посмотрим на эту женщину, которая в немощи приходит ко Христу. Попав в такую ситуацию и ощутив на самой себе чью-то немощь со всеми ее последствиями, она не стала опускать руки, проживая остаток своих дней в болезненном озлоблении. На своем примере ощутив все бессилие тех средств, которыми обладала, она приходит к Тому Единому, Чья сила способна восполнить всю человеческую немощь, и получает ожидаемое! Получает его не потому только, что прикасается к ризам Его, а потому, что имеет при этом несомненную веру в то, что получит помощь. Евангелист Матфей, описывая этот эпизод, упоминает, что кровоточивая, подходя ко Христу, «говорила сама в себе: если только прикоснусь к одежде Его, выздоровею» (Мф. 9: 21).
Так, может, нам следует взять с нее пример? Наверное, следует. Только какая при этом нужда ожидать двенадцать лет и растрачивать «всё свое имение»? Не лучше ли в самом начале пути вспомнить призыв Писания не надеяться «на князей, на сынов человеческих, в которых нет спасения» (Пс. 145: 3), и обратиться за помощью к Богу? Ты заболел? Тогда не тяни и перед походом в клинику прими Таинство соборования. Тебе предстоит операция? Попроси священника прочитать особую молитву «перед хирургическим действием», дабы Сам Христос «управил руку лекаря». Приближаются важные для тебя события или предстоит важное дело? Не забудь отслужить молебен перед началом всякого доброго дела, а по окончании дела отслужи и благодарственный. И так во всем. Нам всегда следует призывать Бога на помощь, но особенно тогда, когда нам предстоит встреча с немощью «сынов человеческих».
Немощь повседневная
Есть и иной образ явления силы Божией в немощи человеческой. Речь о нашей немощи повседневной. Мы живем в обстановке постоянной суетливости и многозаботливости. Это своего рода житейская «аксиома» современного общества потребления. При этом у нас, разумеется, часто «не сводятся концы с концами», многое не поспевается, многое в спешке не получается. Забывая о своей обязанности всякое дело совершать неспешно и с молитвой, мы, столкнувшись со своей немощью или немощью ближнего, начинаем нервничать, раздражаться, ругаться или унывать. Мужчина, ударив молотком по пальцу, выругнется матом; многозаботливая мама, опаздывая на работу, обругает «мешающегося под ногами» малыша, или же некто «рассеянный с улицы Бассейной» потеряет какой-то важный документ, нужный именно сейчас, и начинает сильно нервничать, не имея более времени на поиски. Не правда ли, всем нам знакомые ситуации? Обычно в таких случаях мы теряем трезвение и в состоянии какого-то аффекта совершаем множество грехов, за которые потом очень стыдно. А ведь этого можно было бы избежать, если бы мы помнили, что рядом с нами всегда Тот, Кто в любой ситуации и в любой момент готов протянуть нам руку помощи.
Один прихожанин рассказал мне обыкновенную бытовую историю, из которой он извлек очень важный для себя урок. Как-то зимним утром он подошел к своему гаражу, чтобы на автомобиле поехать на работу. Привычным жестом он вставил ключ в двери гаража и через секунду понял, что замок замерз. Отогревание замка теплым воздухом не помогало, да и время уже поджимало: он мог опоздать на работу. По своему обычаю он стал нервничать. В ход чуть было не пошли уже бранные слова, но вдруг в его голове появляется светлая мысль: дай-ка я помолюсь. Попросив Бога простыми словами об открытии двери и подкрепив свою просьбу обоснованием – «на работу опаздываю…», он вновь вставил ключ в гаражную дверь и сразу же (!) ее открыл. Удивлению его, разумеется, не было предела, но вместе с удивлением к нему пришло и нечто более важное, а именно понимание того, что Бог всегда готов восполнить нашу немощь, прийти на помощь и только лишь ждет от нас молитвы. Обыкновенной детской просьбы: Отче, помоги.
Перенесение трудностей с молитвой всегда приносит плод и помогает избежать множества грехов
Или вот другой, уже ставший хрестоматийным, пример из жизни великого русского полководца Александра Суворова. Мы уже кратко упоминали о силе русского оружия, когда с Божией помощью мы одерживали блистательные победы. Но ведь у нашего оружия бывали и периоды немощи, когда на поле боя силы соперника значительно преобладали и лишь мудрость полководца могла подсказать ему, какое из двух зол меньше. Александр Васильевич, как известно, отличался особой набожностью, и вот как поступал он в тяжелейшие минуты боя. Когда замолкал даже его опыт и разум с интуицией оказывались бессильны, тогда великий из полководцев спешивался, падал на колени и, приклонив главу, несколько минут молился Богу. И это в самом эпицентре боя! Затем он вставал и в течение минуты отдавал такие неожиданные приказы, которые переламывали ход битвы и приводили к победе русского оружия[1].
Конечно, в нашей повседневной жизни не всегда помощь приходит сразу после краткой молитвы, ибо много целей имеют посылаемые нам скорби, и в частности обучение терпению. Но опыт показывает, что перенесение трудностей с молитвой всегда приносит плод и помогает избежать множества грехов.
О немощи в духовной жизни
Особый образ явления силы Божией в человеческой немощи сокрыт в глубине духовной жизни человека и доступен для познания лишь тому, кто борется с грехом за чистоту своей души. Когда подвижник вооружается против гнездящихся в его сердце страстей, в душе его поднимается тяжелейшая духовная брань, в которой он вполне ощущает свою немощь. Тогда лишь покаянная молитва к Богу и помощь, от Бога приходящая, становятся его главными орудиями против греха. Святой праведный Иоанн Кронштадтский, многократно на своем опыте испытавший свою немощь в борьбе с грехом и удивительную силу Божию, приходящую на помощь после молитвы, пишет: «Благодарю Господа за милосердие Его, за отъятие по молитве покаяния моего вражды и неприязни на жену и прочих и соединенные с враждою скорби, огня и тесноты и за совершенное умирение моего сердца»[2]. В другом месте он с благодарностью молится Богу: «Господи, благодарю Тебя от всего сердца, яко без числа спасал еси меня от бесчестия, насилия, лютости страстей и угашал разжженные во мне стрелы лукавого и миром ограждал душу мою и росою благодати Твоей прохлаждал еси ю»[3].
О важности наших немощей
Рассмотрев некоторые образы явления силы Божией в немощи человеческой, мы не можем не задаться вопросом: почему для явления такой силы в нашей жизни необходимо бывает сперва вполне проявиться нашей немощи? Почему кровоточивой женщине надо было прежде исцеления ее Христом промучиться 12 лет, издержав всё свое имение?
Ответ мы можем найти только в свете понимания действия скорбей в жизни человека. Уже было упомянуто о том, что действие скорбей на душу человека многообразно и благотворно. Скорби и неприятности учат его терпению, способствуют освобождению души от страстей. Но, наверное, главную мысль мы найдем у апостола Павла, когда он говорит о том, по какому поводу ему были сказаны Господом слова о силе Его, совершаемой в немощи. Известно, что у апостола был в теле некий изъян: кто-то из толкователей говорит о головной боли, кто-то о болезни глаз. Сам Павел говорит об этом следующее: «дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился. Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня. Но Господь сказал мне: “довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи”» (2 Кор. 12: 7–9).
«Чтобы я не превозносился»… Превозношение над другими – этот недуг горделивой души – свойственен в определенной мере всякому человеку. Но тому, кто перед прочими имеет некие дарования, бороться с этим недугом намного сложнее. А бороться крайне нужно. Ибо превозношение, основанное на горделивом самомнении и самонадеянии, лишает человека помощи Божией, оставляя его в руках его немощи. Так вот, в помощь всякому человеку и дается своего рода «подушка безопасности» – некая скорбь или скорби, которые будут смирять человека, не дадут ему забыть, что он – всего лишь немощное Божие создание. Апостолу Павлу, имевшему особые духовные дарования, на большой срок дан «ангел сатаны», удручавший его; для апостола Петра «подушкой безопасности» всегда было живое воспоминание о совершенном им предательстве. Слезы не высыхали у него на глазах всю жизнь, так что к концу ее под глазами были даже видны борозды. Женщине, страдавшей кровотечением, которая, по словам Златоуста, была богата, а значит, тоже нуждалась в смиряющем «жезле» Господнем, таким «жезлом», «жалом в плоть» стала ее болезнь. И благие плоды, произошедшие от нее, очевидны: растратив бесплодно свои средства, она поняла всю тщету их, тяжкая болезнь лишила ее возможности возноситься над бедными и убогими и, наконец, страдание смирило эту женщину, открыв ей путь не только к исцелению, но и к спасению души.
Не средства материальные послужили исцелению кровоточивой жены, а лишение этих средств, что по-своему парадоксально. Но в этом парадоксе заложена великая евангельская истина: все наши немощи, лишения и болезни лишь по видимости приводят нашу жизнь к оскудению. На самом же деле, смиряя, ведут нас к духовному обогащению, ибо сказано: «на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим» (Ис. 66: 2). Путь длиной в двенадцать лет, пройденный этой женщиной, позволил ей осмыслить эту истину и не только исцелиться, но и обрести великую веру в «одно прикосновение», благодаря которой она и услышала от Христа: «Дерзай, дщерь! Вера твоя спасла тебя».
Источник: