Почему женщины надевают головной убор в храме

Недавно, гуляя по центру Москвы и любуясь красивым пасхальным декором, мы с детьми зашли в храм. Службы в это время не было и можно было помолиться перед старинными иконами, рассмотреть фрески, никому не мешая. История этой церкви уходит в далекий XIVвек, поэтому она была интересна еще и как образец архитектуры и памятник прошлого.

Вспомнилось в этот момент стихотворение Ивана Бунина:

Любил я в детстве сумрак в храме,

Любил вечернею порой

Его, сияющим огнями,

Перед молящейся толпой;

Любил я всенощное бденье,

Когда в напевах и словах

Звучит покорное смиренье

И покаяние в грехах.

 

Безмолвно, где-нибудь в притворе,

Я становился за толпой;

Я приносил туда с собой

В душе и радости, и горе.

И в час, когда хор тихо пел

О «Свете Тихом», – в умиленьи

Я забывал свои волненья

И сердцем радостно светлел…

В воображении промелькнули образы тех, давних, прихожан храма, жителей древней Москвы. Какими они были внешне в то время, как одевались, идя на богослужение?

На мужчинах кафтаны, зимой – шубы, полушубки; знатные богомольцы и летом могли ходить в широких охабнях с длинными до пол рукавами и прорезями для рук. Головные уборы в храме, конечно, сняты…

Неизвестный художник. Портрет молодой купчихи в синем платье

Женщины – в свободных распашных платьях, душегреях, шушунах. На голове волосник или подубрусник (они похожи на шапочки), покрытый сверху платком (убрусом)… Во многих этнографических, краеведческих музеях можно увидеть образцы этих старинных изделий, отличавшихся необыкновенной красотой, художественным разнообразием и тонким вкусом…

И тут мое внимание привлекла женщина, убиравшая храм. Платка на ее голове не было, и одета она была в облегающую кофту и джинсы.

Сначала я не придала этому значения. Мало ли какая ситуация. Но на выходе из храма увидела, что женщины, которые работают в церковной лавке, тоже без головных уборов. Неподалеку от них трудился мужчина, периодически дававший указания женскому полу. К нему я решила подойти, чтобы прояснить ситуацию.

– Христос Воскресе! Вы не могли бы развеять мои сомнения? В храме все женщины с непокрытой головой. С чем это связано?

– А что Вас удивляет? Покрывать голову – древнееврейский обычай. Почитайте историю. Традиция покрывать голову пришла к нам гораздо позднее. Почитайте, почитайте…

Совершенно обескураженная, я пошла разбираться с этим вопросом.

Откуда пошла традиция покрывать голову в храме

Традиция ношения женщинами головного убора уходит своими корнями в глубокую древность, во времена античности и Ветхого Завета. И на Востоке, и в древнем Израиле, женщина покрывала голову, чтобы показать свое подчинение мужу и указать посторонним мужчинам на запрет посягательств в отношении нее. Простоволосая же особа являла свою доступность и безответственность.

Более того, древнеримское право разрешало развод с женой, которая была замечена в обществе с непокрытой головой. Этих же моральных норм придерживались и на Руси. Выйдя замуж, женщина лишалась права ходить с распущенными волосами, как девица. Теперь она заплетала их, собирала специальным образом, а сверху надевала платок, кичку или кокошник.

Обратимся к Новому Завету. Апостол Павел говорит:

И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо это то же, как если бы она была обритая… Если не хочет жена покрываться, то пусть и стрижется; а если жене стыдно быть остриженной и обритой, пусть покрывается… Рассудите сами, прилично ли молиться Богу с непокрытою головою? (1 Кор. 11:5, 6, 13).

Таким образом, апостол призывает к благочестию в храме. Его проповедь обращена к коринфянам не случайно. В Коринфе долгое время находился языческий храм в честь Афродиты – богини любви, поэтому в городе преуспевала культовая проституция. Здесь же в предшествующие времена действовала самая известная школа гетер. Можно считать, что апостол проповедовал в конкретной ситуации и хотел лишь донести до людей, что всё должно быть благопристойно и чинно (1 Кор. 14:40). Но возможно и более глубокое богословское толкование: Павел проповедовал о главенстве и иерархии в Божественном управлении, где всякому мужу глава – Христос, жене глава – муж, а Христу глава – Бог (1 Кор. 11:3).

Современность

Ввиду разногласий в толковании слов апостола, в настоящее время мы можем наблюдать в разных странах совершенно противоположные традиции по отношению покрытия головы в храме.

В Греции, например, женщины приходят в храм без платка, и это считается нормой. Страна четыре столетия находилась под гнетом турок, которые обязывали всех женщин покрывать голову. Когда иго было сброшено, женщины и с голов своих сбросили покрывала, не желая быть похожими на мусульманок.

Н.Е. Рачков. Портрет девушки

Как к этому относиться? Странно было бы нам слепо копировать чужие обычаи, тем более обусловленные историческими обстоятельствами. Отечественные традиции напоминают нам, что головной убор уж точно никогда не унижал достоинства наших женщин, как не могут унизить человека и такие качества, как разумное смирение, целомудрие и благочестие.

Обратимся к святым отцам

Святитель Григорий Богослов говорит:

«Не стройте, женщины, на головах у себя башен из накладных волос, не выставляйте напоказ нежной шеи, не покрывайте Божия лика гнусными красками и вместо лица не носите личины. Женщине неприлично показывать мужчинам открытую голову, хотя бы золото было вплетено в кудри, или несвязанные волосы… Неприлично и то, чтобы сквозь тонкий лен просвечивали твои волосы, вместе покрытые и открытые».

Святитель Иоанн Златоуст продолжает:

«Но скажешь: если ращение власов вместо одеяния дано жене, то для чего прибавлять к одному одеянию другое? – Для того, дабы показать подчинение не только по природе, но и по произволению. Природа наперед установила, чтобы ты была покрытою, а ты приложи нечто от себя, дабы не показалось, что ты нарушаешь законы природы, ибо противиться не только нам, но и природе, есть знак великого бесстыдства…

Итак, покрытие есть знак покорности и подчинения; оно побуждает смотреть вниз, смиряться и соблюдать добродетель, ибо добродетель и честь подчиненного состоят в том, чтобы пребывать в послушании. Мужу не предписывается делать это, ибо он есть образ Самого Господа; а жене справедливо предписывается».

А.Г. Венецианов. Девочка в платке
Дорогие сестры во Христе!

Давайте прежде всего начнем выполнять свою миссию, которая возложена на нас Господом.

Будет кроткими, молчаливыми и готовыми в любой момент прийти на помощь, а не доказывать свое равенство с мужчинами во всём, включая одежды.

Храни вас Господь!

 

Подготовила:

Елена Якушева

 

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *