Святые самоубийцы

Спросите любого христианина о самоубийстве, и вам ответят, что это, безусловно, тяжкий грех.

По учению святителя Игнатия Брянчанинова, «из смертных грехов только для одного самоубийства нет покаяния; прочие же смертные грехи, по великой, неизреченной милости Божией к падшему человечеству, врачуются покаянием».

Тягчайший грех. Решившийся на самоубийство лишил себя надежды на спасение. Святая Церковь не совершает о нем поминовения, не удостаивает отпевания; в прошлые времена самоубийц не хоронили на христианском кладбище. В Российской империи покушение на самоубийство признавалось уголовным преступлением и каралось каторжными работами. Длительное время и Церковь, и светское общество однозначно выражали свое отношение к этому поступку.

Однако среди самоубийц есть те, чьи имена мы находим в святцах. Как такое возможно? Чтобы понять это, необходимо знать, каким мотивом руководствовался человек, избрав такой способ ухода из жизни.

К Богу через самоубийство

7 июня мы, вместе с нашими братьями по вере, православными сербами, молитвенно вспоминаем мучеников 1943 года, зверски убитых в Пивском крае западной части Черногории. В это страшное время вся Пива сгорала в нацистском огне: в деревне Дол было уничтожено 400 человек. Селение Буковац потеряло в эти дни практически всех молодых людей и мальчиков.

Фашистские дивизии продвигались в сторону гор, оставляя за собой смерть, пожар и ужас. В одной из горных деревень 44 человека, запертые в доме, были сожжены заживо. Произошло это в праздник Вознесения Господня.

Среди погибших была семья мальчика, который один милостью Господа остался жив и свидетельствовал впоследствии об этих горьких днях.

Яглика Аджич

Его звали Павел Аджич. Он рассказал, что в доме были заперты его мать, отец и трое братьев. В семье была еще дочка по имени Яглика. С детства родители Крсто и Стой Митрич воспитывали ее в христианской вере. Девушка отличалась красотой и благочестием. Конечно, она не осталась незамеченной карателями. Ее не отправили со всеми в дом, а оставили в стороне. Яглика поняла, что безбожники хотят ее обесчестить. Воздев глаза к небу, она воскликнула, что даже если мучители соберут все орудия в мире и начнут пытать ее, она не откажется от Господа, который временную смерть способен превратить в вечную жизнь. С этими словами девушка вырвалась из рук фашистов и сама шагнула в огонь, который стал для нее вратами Царства Небесного.

В 2017 году Архиерейский Собор Сербской Православной Церкви причислил убиенных Пивских страдальцев и среди них юную Яглику Аджич к лику святых мучеников.

10 июня в Соборе Рязанских святых мы вспоминаем еще одну мученицу, добровольно лишившую жизни себя и сына, – княгиню Евпраксию Рязанскую. Сведения о ней содержит литературный памятник «Повесть о разорении Рязани Батыем», рассказывающий о событиях XIII века. У князя Федора Юрьевича была жена необыкновенной красоты. Об этом узнал хан Батый, угрожавший Рязанскому княжеству. Когда князь Федор приехал к завоевателю, «принесе ему дары и моли царя, чтобы не воевал Резанския», то, распаляемый блудными мыслями, по научению врага рода человеческого, Батый предложил ему сделку: попросил дать ему «изведать красоту» Евпраксии.

Икона «Князь Феодор Юрьевич Рязанский
с женой Евпраксией перед Божией Матерью»

Супруг отверг такое предложение, ответив, что водить на блуд жен своих недопустимо христианам, лучше лишиться жизни, чем возможности попасть в Царство Небесное. Да и истинная красота его жены – не внешняя, и ее нельзя изведать в плотском грехе. Такой ответ привел в ярость безбожного правителя. Он приказал убить князя.

Когда княгине сообщили о гибели супруга, она не раздумывая, с маленьким сыном на руках, бросилась вниз «из превысокого храма своего». По некоторым сведениям это была колокольня церкви cвятителя Николая Чудотворца [1].

Безысходность или подвиг?

Девушка, молодая женщина добровольно расстаются с жизнью. Евпраксия при этом убивает и своего ребенка.

Поступки «святых самоубийц» стали предметом споров среди богословов и не только.

Кто-то говорит, что суицид – жест отчаяния, а мать, которая лишает жизни свое дитя, вообще не может называться христианкой. Но давайте задумаемся. Так ли легко в здравом уме сделать шаг с высоты или войти в полыхающий пожаром дом? Так ли просто умертвить свое чадо?

Наверное, для этого необходимы абсолютная вера и доверие Богу, превыше Которого для святых нет нико

0

Евпраксия Рязанская

Если анализировать поступок Евпраксии как матери, то можно понять ход ее мысли: сын совсем маленький; попав в руки Батыя, он получит безбожное воспитание и не сможет стать христианином. Поэтому она берет на себя ответственность за такой страшный с обычной человеческой точки зрения шаг.

Не отчаяние и не житейские невзгоды заставили Евпраксию и Яглику пойти на суицид, но твердая вера в спасение через Господа.

В наследии святителя Иоанна Златоуста есть Похвальная беседа, посвященная святой мученице Пелагии Антиохийской, жившей в III веке. Поступок ее сходен с тем, что совершили святые Евпраксия и Яглика: юная дева бросилась с крыши своего дома, боясь не физических мучений, которые могли причинить ей безбожники, а поругания своей чистоты. Иоанн Златоуст прямо называет ее добровольную смерть подвигом, разрушившим коварство диавола. И говорит, что в этом случае Сам Господь помог совершиться принятому решению.

*
27 июля 2011 года на заседании Священного Синода был утвержден «Чин молитвеннаго утешения сродников живот свой самовольне скончавшаго». Многие светские издания поспешили заявить, что Церковь разрешила отпевание самоубийц и изменила отношения к ним. Это неверно. Отношение Церкви к добровольному уходу из жизни не изменилось. Упомянутый чин не содержит молитвы за самоубийц, он составлен для утешения и укрепления их родственников.

Вопрос об отпевании таких людей тщательно изучается. Исследуются все обстоятельства произошедшего, мотив, который побудил человека к этому поступку. И иногда, действительно, отказ от жизни в этом мире является актом мужества и желанием сохранить свою душу для вечной жизни с Богом.

Святые мученицы Яглика и Евпраксия, молите Бога о нас!

[1] См. Евпраксия // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 4 т. СПб., 1907–1909.

Материал подготовила Елена Якушева

Использованы изображения из открытых источников в Интернете.

 

Источник:

https://prihozhanin.msdm.ru/home/podumat/o-smerti/3273-svyatye-samoubijtsy

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *